УКРУПНЕНИЕ БИЗНЕСА ТРЕБУЕТ НОВЫХ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ И АВТОМАТИЗАЦИИ

Изменение целей и задач в управлении бизнесом

Чтобы управлять небольшим бизнесом, нужно организовать на всех участках ведение бухгалтерского учета, обеспечить формирование регламентированной отчетности и осуществление оперативного учета текущей деятельности в необходимых разрезах с возможностью получения всех требующихся сведений для управленческих целей. Однако этого недостаточно для организации, обладающей холдинговой структурой.
Задачи и цели, динамично развивающихся предприятий очень часто предполагают освоение новых сегментов рынка, диверсификацию бизнеса, производство новых видов товаров и иное. Достижение поставленных целей растущим холдингом, располагающим разветвленной структурой, предусматривает решение задач по формализации стратегических планов группы компаний, по привлечению инвесторов, формированию гибкой системы управления, что потребует наличия консолидированной отчетности, в частности это затронет финансовую сферу.
Владельцам холдинга, инвесторам, кредиторам и другим пользователям финансовая отчетность дает возможность получить полное представление о состоянии дел в компании. Ее также используют, чтобы принять взвешенные и аргументированные управленческие решения. Формирование финансовой отчетности должно происходить в четко оговоренные сроки и ее подготовка обязана осуществляться с допустимыми издержками.
Однако имеются некоторые обстоятельства, препятствующие получению адекватной корпоративной отчетности своевременно. Зачастую структурные единицы холдинга применяют различную учетную политику. Отметим, что приведение всех бизнес-единиц к одной учетной политике не во всех случаях экономически целесообразно, а иногда и просто невозможно. Также разные компании, входящие в один холдинг, могут использовать разнообразные системы автоматизации учета.
Как показывает практика, создание финансовой отчетности холдинга потребует наличия квалифицированных сотрудников, внешних консультантов и инновационных средств автоматизации.
Для отечественных холдингов, кроме создания корпоративной отчетности, актуальной задачей также можно назвать введение современных информационных и управленческих технологий, к которым относится сбалансированная система показателей и бюджетирование, позволяющее распределять ресурсы предприятия оптимально. Использование сбалансированной системы показателей дает возможность при помощи несложных основных показателей эффективности KPI преобразовать стратегии холдинга в оперативный план работы отдельных компаний, подразделений и при этом осуществлять контроль над их достижением.
Намерения владельцев холдинга приобрести инвестиции для выполнения длительных проектов либо увеличить капитализацию организации с целью его продать в будущем, в отдельных случаях приводит к первичному размещению на фондовой бирже акций холдинга, другими словами - к решению о выходе на IPO.
Подготовительный процесс к выходу на IPO предполагает обязательное обеспечение прозрачности деятельности компании и ее публичности. Для решения данной задачи может потребоваться проведение реструктуризации организации, чтобы перейти от имеющейся структуры к экономически обоснованной и юридически прозрачной. В подготовку к IPO входит создание консолидированной финансовой отчетности по отечественным и международным стандартам и ее аудит, ввод современных методик управления, а также иные требования.
Для решения большего числа вышеописанных задач компания «1С» предлагает владельцам холдингов программу «1С: Консолидация 8». Она дает возможность автоматизировать сбор и хранение отчетов структурных подразделений, входящих в один холдинг, консолидацию отчетности для бухгалтерских и управленческих целей. При помощи этой программы можно осуществлять бюджетное управление отдельными предприятиями и группами предприятий. «1С: Консолидация 8» также позволяет видоизменить отчетность, созданную по одним стандартам, в отчетность, отвечающую  другим стандартам (МСФО, РСБУ, US GAAP и иным).

Структура компании и периметры консолидации

Перед консолидацией нужно определить структуру подчиненности обособленных подразделений, входящих в один холдинг, что позволит получить представление об организационных и финансовых связях между ними. После чего необходимо задать периметр консолидации, то есть установить совокупность бизнес-единиц, для которых и будет формироваться консолидированная отчетность.
Холдинг может обладать разной структурой, она зависит от сфер деятельности и от способов принятия управленческих решений. К примеру, самая простая структура холдинга - это материнская компания и несколько дочерних предприятий, подчиняющихся ей. Эта структура обеспечит прозрачность владения и простой контроль собственников над всеми компаниями.
В холдинге, обладающем более сложной структурой, дочерние организации могут связываться отношениями взаимного владения. В некоторых из них могут иметь место доли, принадлежащие миноритарныи акционерам, что усложнит консолидацию отчетности.
Также интересы бизнеса могут потребовать обобщения сведений по предприятиям, которые сегментированы по различным признакам – региональным, отраслевым и другим. Список предприятий, входящих в периметр консолидации, может зависеть от пользователей, для которых формируется консолидированная отчетная документация.
Интересы дальнейшего расширения бизнеса могут требовать применения гибкой структуры управления, отличающейся от организационной. В таком случае может возникнуть потребность в консолидации отчетных документов для обособленных подразделений, филиалов и ЦФО (центров финансовой ответственности). Следует отметить, что ЦФО бывают разными: центры доходов, инвестиций, затрат, прибыли и иные.
При разработке программы «1С: Консолидация 8» были учтены основные требования, предъявляемые современным бизнесом к консолидированной отчетности, и ее можно применять во всех вышеописанных случаях.
В программном продукте имеется возможность разработать отчетные формы для всех бизнес-единиц, входящих в холдинг. В «1С: Консолидация 8» предусмотрено описание различных аспектов организационной и финансовой структуры холдинга - состав собственников и бизнес-единиц, структуру подчиненности в иерархическом порядке, методы консолидации, применяемые по отношению к бизнес-единицам, и другие.
Устанавливаются периметры консолидации - субхолдинг, группа, географический либо отраслевой сегмент. Одна информационная база можно одновременно поддерживать сразу несколько периметров консолидации, что дает возможность осуществлять ее по этапам и составлять отчетность по сегментам. В программном продукте в зависимости от уровня контроля над отдельными компаниями со стороны группы применяются разнообразные способы консолидации - «Полная консолидация», «Пропорциональная консолидация» и « Способ долевого участия».
Периметры консолидации отчетности версионируются, что предоставляет возможность сохранить историю покупок и продаж организаций, входящих в холдинг. Для консолидации «Отчета о прибылях и убытках» во внимание берут покупки и продажи отчетного периода. Значения показателей на дату покупки или продажи регистрируются либо исключаются из расчета.
Когда в компаниях холдинга применяют различную учетную политику, для полученных от них отчетов используют разнообразные правила обработки. Эти правила устанавливаются и для обособленных предприятий, и для периметров. Они содержат алгоритмы модификации и консолидации отчетных документов.

Повышение эффективности бизнеса

Развитие отечественных холдингов, как правило, требует качественного управления бизнесом. В настоящее время для целей управления применяют огромное количество подходов и концепций, которые направлены на рост эффективности, а также на обеспечение дальнейшего развития бизнеса. К таким подходам относится бюджетирование.
На сегодняшний день бюджетирование - это управленческий инструмент планирования и контроля ресурсов, который выражается в исчисляемых показателях и предназначен для достижения основных стратегических целей холдинга.
Введение бюджетирования подразумевает разработку регламентов внедрения бюджетов и самой бюджетной модели. Финансовая структура организации является основой для построения бюджетного процесса. Отметим, что финансовая структура холдинга не отражает организационную. При этом центром финансовой ответственности могут выступать и отдельные компании, и агрегированные бизнес-единицы, которые объединяют компании по определенному признаку.
Программный продукт «1С: Консолидация 8» предоставляет возможность сформировать финансовую структуру, базируясь на стратегии развития предприятия. Возможен ввод бюджетов, имеющих вид таблиц, то есть понятным и доступным способом для нефинансовых пользователей. Также поддерживается импорт сведений в различных форматах из разных автоматизированных систем.
Чтобы достигнуть стратегических целей, зачастую применяют подход, предполагающий декомпозицию основной цели.
При декомпозиции для каждой цели, содержащейся в иерархическом дереве целей, определяется основной показатель эффективности, к нему и нужно стремиться.
В версию программного продукта «1С: Консолидация 8 ПРОФ» включена методическая модель бюджетирования, в которую вошли примеры основных показателей эффективности KPI, с формулами их расчета, а также бизнес-процессы, разрешающие контролировать их достижение в автоматическом режиме. При этом состав KPI можно изменять согласно стратегическим целям организации.

Заказать обратный звонок Оставьте ваши конакты, и наш менеджер свяжется в Вами в ближайшее время
Яндекс.Метрика